КИТАЙ ОТКРЫТ ДЛЯ АРМЯНСКОЙ МУЗЫКИ
Интервью
2015-09-09 12:10
НАЧАВ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕРЕВАНСКОЙ ШКОЛЕ им. САЯТ-НОВЫ, МИКАЭЛпереехал в Москву, продолжил обучение в училище при Московской консерватории, потом окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру в классе народного артиста России, профессора М. С. Воскресенского. Много работал на поприще культурного просвещения молодежи, организовывая различные музыкальные мероприятия. В настоящее время он активно концертирует по странам Европы, Азии и Америки, пропагандируя армянскую классическую музыку и современных авторов.
Помимо этого, он является членом армянских общественных организаций России, Армении и Китая, сотрудничает с Конгрессом армянской молодежи России, Ассоциацией армянской молодежи Москвы, организуя совместные мероприятия и концерты. Микаэл – основатель и генеральный продюсер проекта “Тайны Армении”, в рамках которого организует концерты армянской музыки в крупных залах мира. Сегодня он артист популярного звукозаписывающего лейбла Naxos, который под его руководством в 2015 году издал Антологию армянской музыки, состоящую из 3 CD, включающих в себя мировые премьеры сочинений армянских композиторов.
ГОД НАЗАД МИКАЭЛ АЙРАПЕТЯН БЫЛ КОМАНДИРОВАН В КИТАЙ по государственной программе “Двойные дипломы”, где обучает местных студентов, которые после трех лет занятий могут приехать в Москву и продолжить свое обучение. В Китае Микаэл нашел представителей армянской диаспоры, интегрировался в нее, и первым результатом был концерт в Нанкине, посвященный 100-летию Геноцида армян.
– В Нанкине есть Музей геноцида китайцев, в котором постоянно появляются новые отделы, в том числе и отдел, посвященный Геноциду армян в Османской империи, – рассказывает Микаэл. – Очевидно, поэтому интерес к концерту, организованному армянской диаспорой China HAY, руководимой Мгером Саакяном, и выставке работ художника Севада Григоряна, живущего ныне в Нанкине, был огромным. Я провел еще один концерт, посвященный Геноциду, в переполненном зале университета города Тяньзинь, где преподаю. В Китае знают об этой страшной трагедии, и поэтому к концерту был достаточно большой интерес.
– А как велика армянская диаспора?
– Она невелика – всего 300 человек. Но молодежь активная и совместно с другими армянскими и российскими организациями Китая размышляет над новым планом действий на будущее.
– А чем ты занят в настоящее время?
– Еще в аспирантуре я поставил себе целью пропагандировать армянскую музыку, а также представлять произведения незаслуженно забытых авторов. И мои работы в аудиозаписи и есть некий результат такой деятельности. И, конечно, я пытаюсь представлять армянскую музыку в своих концертах. Например, в трехчасовом концерте, прошедшем в Большом зале Московской консерватории, в программе которого было представлено 15 армянских авторов разных эпох. Телеканал “Культура” в своем репортаже охарактеризовал его как “историю стопятидесятилетнего развития армянской музыки”. В прошлом году мы организовали такой же продолжительный концерт, посвященный Комитасу. Я связан со многими продюсерами Запада и пытаюсь заниматься пропагандой армянской музыки, выпуская записи армянских композиторов. Вообще за годы учебы и первых шагов на профессиональной сцене я понял, что музыкант должен уметь преподнести себя сам. Если ты не знаком с основами всей этой кухни (реклама, запись, финансы, маркетинг), то тебе будет очень трудно защитить свои права и результаты своего творческого труда.
Дело еще и в том, что продюсеры сейчас зациклены на больших именах. Им выгоднее вложить много денег в уже раскрученное имя, большую звезду, лауреата какого-либо престижного конкурса и получить еще большую выгоду, чем вкладывать небольшие деньги в не известного пока музыканта. Кроме того, продюсеры пытаются выжать из музыканта все что можно в самый первый момент, когда его имя появляется на страницах больших журналов. Как только ажиотаж начинает спадать, они его тут же бросают и находят себе новую “жертву”. А первый, если он не сумел вовремя защититься, правильно поставить свое дело, может остаться на обочине, так как в свое время бездумно и неосознанно целиком отдал себя в руки ловких продюсеров. На мой взгляд, основы продюсирования, маркетинга, бухгалтерского дела, PR-компании должны быть чем-то вроде второй специальности для профессионального музыканта.
– Вот ты говоришь, что представляешь сейчас в Китае армянскую музыку. На твой взгляд, видит ли китайский слушатель разницу между армянской и русской музыкой? Ведь к стыду своему должен признаться, что вряд ли отличу, например, корейскую музыку от вьетнамской или китайской.
– В первое время у меня был шок: я с ужасом обнаружил, что в массе своей китайцы даже не знают нашу страну. Из бывшего СССР они в основном знают Россию – и, пожалуй, все. Западную классику и русскую они знают. Но очень часто, когда я, например, репетирую в классе и играю армянскую музыку, студенты и преподаватели могут зайти послушать, уловить какие-то новые для них настроения и заинтересоваться ими. Они очень любознательны и всегда спрашивают, что это за музыка, к какой этнической культуре принадлежит. Вообще надо отметить, что они открыты всему новому, проявляют большой интерес к новой культуре. И еще деталь: фортепианная музыка у них считается чем-то элитарным и пользуется особым спросом. Уверен, что, если правильно представить армянскую музыку, она там хорошо приживется. А это рынок в полтора миллиарда потенциальных слушателей.
– Расскажи о своих альбомах, уже вышедших на Naxos, и о тех, которые готовятся.
– Они уникальны. В первых двух альбомах впервые представлены работы двух армянских композиторов, не известных за пределами Армении, Эдуарда Абрамяна и Эдуарда Багдасаряна. В третьем альбоме представлены творения 6 композиторов – Комитаса, Спендиарова, Бабаджаняна, Багдасаряна, Абрамяна и Амирханяна. Хочу отметить, что фортепианные произведения Роберта Амирханяна тоже записаны мной впервые. А в 2016 году выйдет четвертый CD на этом же лейбле, целиком посвященный творчеству Комитаса. Все три выпущенных CD уже получили положительные отзывы ведущих мировых музыкальных критиков и продюсеров, а благожелательные рецензии опубликовали самые авторитетные в области классической музыки журналы мира, такие как American Record Guide, Fanfare, International Piano и другие.
В своем творчестве Микаэл Айрапетян продолжает традиции исполнительского искусства одной из ведущих в мире фортепианных школ – искусство фортепианного мастерства Константина Николаевича Игумнова. А в качестве своего жизненного кредо он избрал принцип “Искусство не должно пребывать в забвении!
Leave a Reply