«Необходимо переосмыслить отношения с Китаем»: Мгер Саакян
Обосновавшиеся в разных странах мира армяне благодаря своему трудолюбию, созидательности и таланту всегда отличались, оставляя повсюду «армянский след». И сегодня наши соотечественники живут и действуют в армянских общинах, способствуя сохранению на чужбине национальных ценностей.
На эту важную миссию направлена и деятельность армянской общины Китая, о чем – беседа «Армяне сегодня» с председателем общины Мгером Саакяном.
– В качестве исторического экскурса, отметите, когда армяне обосновались в Китае?
– В разные времена армяне наезжали в Китай, но не обосновывались там. То есть, в отличие от других стран, где армянские общины существовали всегда или насчитывают историю в несколько веков, здесь, в силу определенных причин, армяне долго не оставались. Прожив какое-то время в Китае, переезжали в другие страны.
В этом плане армянская община Китая все начинает с чистого листа. С одной стороны, это трудно, но с другой – я очень рад, что наш молодой, интеллектуальный, опирающийся на новаторские принципы исполнительный орган имеет в своих решениях возможность создавать структуру, основанную на собственном видении, которая своим новаторством и особенностями должна отличаться от других, но служить той же цели – сохранению армянства.
– Сколько армян живут сегодня в Китае и в каких в основном городах? Чем занимаются местные армяне, в каких сферах трудятся?
– Число армян в Китае достигает примерно 600, проживают в Гонконге, Пекине, Гуанчжоу, Шанхае, Нанджинге, Чангчуне, Шенжене и других городах. Община невелика по численности, члены ее живут на расстоянии тысяч километров друг от друга, однако благодаря новаторским механизмам управления, исполнительному органу, состоящему из управленцев, юристов, международников, востоковедов и искусствоведов, обучавшихся в лучших вузах мира, обеспечивается качество, что и является основой чрезвычайно активной деятельности, а при наличии качества малочисленность в какой-то мере предоставляет «ЧинаАю» преимущества, делает его более мобильным.
Местных армян условно можно разделить на четыре группы. Первая – люди, окончившие лучшие вузы мира и по приглашению китайских организаций работают в Китае. Вторая – студенты, приехавшие из Армении и Диаспоры, которые придают общине силы и энергию, очень активны. Третья – наши соотечественники, приехавшие в Китай из Армении в поисках работы, большая часть которых в свое время окончила китайские вузы. Их численность сегодня достигает 120-150. Не найдя работы в Армении, они возвращаются в Китай, занимаются преподаванием английского или иных иностранных языков, работают по специальностям, полученным в китайских вузах. К четвертой группе можно отнести малочисленных предпринимателей, переехавших в Китай в основном из Диаспоры.
– Думаю, важным достижением в процессе формирования общины стало создание исполнительного органа и Союза армянских студентов Китая. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Да, можно сказать, что все начиналось с исполнительного органа, когда группа патриотически настроенных людей объединилась вокруг цели создания в Китае армянской общины и студенческого союза. Именно этим структурам предстояло стать прекрасными площадками для реализации последующих проектов.
Генри Арсланян уже приступил к работе по созданию исполнительного органа «ЧинаАя», а я – студенческого союза, в котором объединяются как студенты, так и исследователи. Потом решили, что в Китае должна функционировать единая мощная и объединенная организация.
В итоге Союз армянских студентов Китая стал неотъемлемой частью и одной из движущих сил общины. В 2013 году был создан исполнительный орган общины, который ныне состоит из 15 человек, представляющих интересы армян, живущих в разных городах Китая. Этот орган ежемесячно проводит селекторное совещание, в ходе которого составляется план деятельности на данный месяц.
Для повышения веса и организованности деятельности общины в Гонконге была зарегистрирована организация «Армянская община Китая», в совет директоров которой вовлечены члены исполнительного органа. Община имеет также совет консультантов, в который вовлечены известные армяне, пользующиеся доброй славой.
Важным достижением для исполнительного органа являются также проводимые в общине по демократическим принципам выборы, в которых в равной мере участвуют как мужчины, так и женщины. Они приехали в Китай с Запада, Востока, из России и Армении.
Студенческий союз «ЧинаАя», в свою очередь, объединяет, помогает и притягивает к общине прибывших в Китай из Армении и Диаспоры студентов-армян, помогает организации академической и культурной жизни общины.
Кстати, важно отметить, что община управляется по принципам концепции информационного общества. Управление полностью осуществляется посредством Интернета, благодаря чему любой вопрос незамедлительно получает решение. Все осуществляется посредством электронного документооборота.
Система эта создавалась за очень короткое время, усилиями членов исполнительного органа. Цель была одна – «ЧинаАй» должна отличаться и стать лучшей среди подобных структур XXI века, чтобы находящиеся вдали от Родины армяне, благодаря организованным «ЧинаАем» культурным, научным и иным мероприятиям по возможности проводили время интересно и с пользой.
– А какие программы и мероприятия организовала в общине «ЧинаАй»?
– Она объединила наших соотечественников, находящихся в Китае за тысячи километров друг от друга, активно представляет армянскую культуру и искусство, организовала мероприятия и Литургию к 100-летию Геноцида армян. В дни четырехдневной войны участвовала в проведенном в поддержку Арцаха сборе средств. По инициативе «ЧинаАя» ежегодно проводится он-лайн симпозиум армянских исследователей и студентов, который, в свою очередь, объединил армянскую научную мысль в Китае. По другой важной инициативе «ЧинаАя» и фонда «Гюльбенкян» армянские и китайские исследователи пишут научные труды относительно истории армянского присутствия в Китае. Община учредила газету «ЧинаАй» – единственный на Крайнем Востоке двуязычный (на армянском и английском) печатный орган.
– Армянам, благодаря своей работе и занимаемому положению, удалось сделать в Китае узнаваемыми Армению и армянскую культуру? На каком уровне находятся армяно-китайские отношения?
– Китайцы имеют очень мало информации об Армении. Думаю, причина в том, что в течение нескольких десятилетий в Китай не функционировала армянская община, армяне не жили там.
Армения лишь чуть больше двух десятков лет имеет с Китаем дипломатические отношения. Нужно учитывать и то обстоятельство, что китайцы в основном интересуются Западными странами, их культурой. В представлении многих из них цивилизованный мир, у которого им есть чему учиться, начинается и ограничивается англоязычными странами, плюс Германия и Франция.
Да, в Китае ныне есть наши соотечественники, достигшие успехов, которые объединены под флагом «ЧинаАя» и занимаются организацией разнообразных мероприятий, делая Армению узнаваемой в Китае.
Самое крупное из подобных мероприятий состоялось в Нанджинге в 2015 году, которое было посвящено 100-летию Геноцида армян. Собрались армяне, проживающие в разных городах, посетили местный Музей геноцида, воздали дань уважения памяти невинных жертв армянского, китайского и других народов. Чтобы представить Армению как светлую, развивающуюся страну и вызвать симпатию у сотен участников – китайцев и иностранцев, – решили организовать культурные мероприятия под девизом «Возрождение». Состоялась выставка талантливого художника Севады Григоряна, концерт проживающего в Пекине известного пианиста Микаела Айрапетяна.
После удавшегося культурного вечера китайские зрители еще больше привязались к Армении. Мы выделили два важных факта, связывающих армян и китайцев: оба народа терпели лишения и страдают той же болью, которая в определенной мере также объединяет их. Второй – после стольких мучений мы продолжаем творить, жить и побеждать. Такие же мероприятия были организованы в Шанхае и Гонконге.
Говоря об армяно-китайских отношениях нужно отметить важность общения людей двух стран. Именно с этой целью в 2016 году совместными усилиями «ЧинаАя» и Американского университета Армении первый китайский студент отправился в Армению. Эта программа в перспективе может стать хорошим стимулом, чтобы и Армения рассматривалась в Китае страной, обеспечивающей качественное образование. После всего этого многие китайские студенты захотят продолжить образование именно в Армении. Это будет прибыльно для Армении, а китайские студенты, пройдя обучение в Армении, по возвращении в свою страну расскажут и представят представления, будут внимательны к Армении, где обрели друзей, сохранили прекрасные воспоминания.
По большому счету, армяно-китайские отношения сформировались недавно. Это означает, что необходимо найти новые пути развития и переосмыслить отношения.
Нужно отказаться от устаревшего опыта использования как основы или преимущества слов «постоянные» и «многовековые»: эти слова общие и в действительности ничего не дают.
Вспомним, что в нынешней геополитической ситуации упоминания о времени не срабатывают и не имеют никакого значения, а быть в современной эпохе старой или новой цивилизацией, рассказы о прежних реальных или надуманных отношениях никакой роли не играют.
Преимущество может дать лишь положительный ответ на следующий вопрос: «Создал ли ты в своей стране справедливую и стабильную экономическую ситуацию?» Только это обстоятельство способно сделать твою страну привлекательной для иностранного или местного предпринимателя. То есть в армяно-китайских отношениях произойдут ощутимые перемены, когда Армении удастся иметь в нашей стране определенное присутствие китайского капитала. Именно это и поможет Еревану посредством китайских предпринимателей сделать слышимым свое слово в ставшем «важным игроком» в международных отношениях Пекине.
Обобщая, отмечу, что выдвинутый президентом КНР Си Цинпином проект «Шелковый путь – экономическая зона» открывает возможности прекрасного сотрудничества, которыми, надеюсь, воспользуется и Армения.
Кстати, если в прошлом у Армении не было кадров, теперь этой проблемы нет, поскольку у нас есть множество специалистов, окончивших китайские вузы, которые понимают Китай и способны сыграть важную роль в деле развития двусторонних отношений. В случае верного использования этого потенциала результат будет заметен.
– До того, как вступить в должность руководителя армянской общины, чем Вы занимались в Китае?
– Впервые столкнулся с Китаем в 2009 году, когда, по возвращении из армии, начал сотрудничать с некоторыми предпринимателями. В 2011 году впервые побывал по делам в Китае, на обратном пути купил учебник китайского языка и решил выучить его. Люди бывают разные: одни интересуются Западом, Россией, меня же всегда интересовали восточные страны. Наверное, в этом причина, что выбрал специальностью востоковедение, а потом углубился в международных отношениях, научные статьи и диссертацию посвятил политическим процессам в Восточных странах. Наверное любовь к Востоку и профессиональный интерес к странам (Китаю, Ирану) стали причиной того, что основных партнеров и в науке, и в бизнесе искал именно в этих странах.
А диссертация была посвящена политике, проводимой Китаем в Организации Объединенных Наций по ядерным проблемам Ирана и Северной Кореи. Во время научных поисков наладил связи также с ведущими научными центрами Китая, России, США, Европы, Армении.
Основной целью моего путешествия в Китай было занятие наукой. В 2016 году успешно защитил диссертацию. Ныне настало время применить эти знания в армянской общине Китая, а также в руководимом мною совете политических и стратегических исследований «Китай-Евразия».
– В ноябре в Китае состоится ставший уже традиционным он-лайн симпозиум армянских исследователей и студентов. Какова движущая сила подобных симпозиумов и какие ощутимые результаты зафиксировали до сих пор?
– Симпозиум преследует цель представить миру научные труды обучающихся и работающих в Китае армянских исследователей и студентов. Создается научная связь между опытными исследователями и студентами, находящимися в Китае, в результате чего старшие поддерживают молодых коллег. Готовясь и участвуя в симпозиуме, студенты не только имеют возможность учиться писать, шлифовать статьи, приобрести навыки выступления с научными докладами, но и публиковаться, и получать предложения о сотрудничестве от различных научных и аналитических центров.
Посредством симпозиума они делают свои исследования доступными всему миру. Он-лайн симпозиум, благодаря использованию новаторских технологий, объединил исследователей и студентов, находящихся в разных городах Китая. Успешный опыт Союза армянских студентов Китая может предоставить студентам в других общинах Диаспоры возможность также проводить подобные симпозиумы – и географическая отдаленность перестанет быть препятствием.
– Какова конечная цель «ЧинаАя»?
– Если попытаться кратко ответить на этот вопрос, то конечная цель «ЧинаАя» – стать демократической, справедливой структурой сохранения армянства.
Геворг ЧИЧЯН
источник http://ru.hayernaysor.am
Leave a Reply