Мгер Саакян. «Иранская ядерная проблема и Китай»
9 апреля в Академии государственного управления РА по приглашению кафедры политического управления и публичной политики выступил с лекцией кандидат политических наук, руководитель фонда «Совет политических и стратегических исследований «Китай-Евразия» Мгер Саакян. Тему «Иранская ядерная проблема и Китай» он проанализировал в контексте от Совета безопасности ООН до «Одного пояса, одного пути», пытаясь разгадать иранскую «головоломку» ядерной программы и понять, как можно использовать эти анализы в пользу внешней политики Армении. Ядерные проблемы считаются основными вызовами международной безопасности XXI века. Отделяя ядерные амбиции Ирана от этих проблем, докладчик коснулся контекста внешней политики Китая. В начале он говорил о том, в какой тяжелую ситуацию загнала Иран программа об имении ядерного оружия. Из-за санкций, введенных Советом Безопасности ООН, экономика страны переживала кризис, и единственным выходом оставался компромисс, хотя бы избежать некоторых санкций. Мгер Саакян проанализировал политику, проводимую тремя последними президентами Исламской Республики Иран Мохаммедом Хатами, Махмудом Ахмадинежадом и Хасаном Рухани для реализации ядерной программы. Что касается Китая, он отметил, что «в 21 –м веке Китай стал мощной силой и с политической, и с экономической точки зрения и пытается бороться с распространением ядерного оружия».
«Китай заинтересован энергоносителями и стабильностью Ирана. Он хочет видеть его без ядерного оружия, но независимым от США, что снижает роль США в этом регионе. Но в то же время, Иран является для Китая важным потребительским рынком, кроме того, «может стать серозным игроком в рамках инициативы «Один пояс, один путь», — сказал Мгер Саакян.
В ходе лекции китайско-иранские отношения обсуждались в контексте инициативы «Один пояс, один путь» после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).
По наблюдению спикера, Китай всегда был против ядерной программы Ирана, также был против военного решения проблемы. Он никогда не вводил односторонние санкции против Ирана, но и в то же время голосовал за введение санкций, которые были введении Советом Безопасности ООН.
« Китай всегда пытается извлечь выгоду из американо- иранского конфликта », — сказал Мгер Саакян, отметив, что китайско-иранские отношения будут более сложными и ограниченными в рамках инициативы « Один пояс, один путь» в соответствии с строгими санкциями США которые были введении против Ирана в августе и в ноябре 2018, а решающим моментом этих отношений будет тогда, когда санкции будут распространены и на Китайские компании которые импортируют иранские энергоносители.
Круг вопросов, интересующих аудиторию, не ограничился китайско-иранскими отношениями. Были озвучены вопросы о китайско-американских отношениях, китайско-армянских отношениях, а также роли России как важного игрока.
Мгер Саакян библиотеке Академии государственного управления РА подарил монографию «Инициатива Китая “Один пояс, один путь” и Армения», где интересующиеся найдут ответы на многочисленные озвученные и не озвученные вопросы.
Добавим, что Mгер Саакян является членом Британской ассоциации китаеведения. Диссертацию защитил в институте международных отношений Нанкинского университета (Nanjing University) Китая. Ранее руководил армянскую общину в Китае.
Leave a Reply